Есть такая профессия

Из глубины веков (История профессии педагога) - ссылка на работу.

 В начале пути мы разгадывали интересный филворд, приготовленный организаторами квеста,  
 затем, как нам показалось, достаточно серьёзная и сложная исследовательская работа,  а сервис    Storyjumper  прост для пользования, но многофункционален - редкое сочетание.


Ни для кого не секрет, что школа - начало пути к любой профессии и учительской в том числе. Если человек хочет стать педагогом, то он – решительный, ответственный, любит детей и, конечно же, готов постоянно учиться. А задумывался  кто-то из нас над тем, какими были самые первые учителя, кто их учил, существовали школы и когда они появились впервые? Попытаемся ответить на все вопросы, заглянув в прошлое.
 Цель работы: выяснить, когда появилась профессия учителя.
Задачи:
1.     Изучить научную литературу;
2.     Определить начало появления первых школ;
3.     Рассмотреть особенности становления учительской профессии;
4.     Проанализировать и обобщить данные по теме.

Гипотеза: Учились во все века, были ученики, были учителя.
Объект исследования: Образование в древнем мире.
Предмет исследования: возникновение и становление профессии учителя.
Историю изучать необходимо в частности историю развития образовательного процесса, связано это с тем, что зачастую мы  сталкиваемся с задачами и вопросами в жизни, ответы на которые хранятся в  манускриптах, пылящихся на полках библиотек. И десятилетиями на эти фолианты не обращают внимание. Один из таких вопросов, например, почему в развитых государствах падает престиж учительской профессии?  
Основными понятиями нашего исследования являются профессия и учитель. В интернете мы нашли несколько определений этих понятий и позволили себе немного поэкспериментировать. Согласно толковому словарю Ожегова значение слова учитель – лицо, который обучает чему-нибудь, а профессия – род трудовой деятельности, являющийся для человека источником существования, значит, учитель – человек, обучающий за деньги?
Оторвёмся от реалий нашего времени, заглянем в прошлое. Первобытный строй. Люди в эту эпоху начали вести  различные виды групповой хозяйственной деятельности, появились первые постоянные стойбища, и дети перенимали поведение взрослых, участвуя в совместном труде. Появляется наскальная живопись, люди пытаются передать информацию, или это школа искусств того времени? О том, что школа существовала в этот период, нет ни одного подтверждения.


  В Египте,  где жители занимались по преимуществу земледелием, которое требовало в условиях жаркого климата искусственного орошения,  было необходимостью вести наблюдение за периодическими разливами Нила, строить города и плотины на реке. Таким образом, накапливался  опыт трудовой деятельности, связанный с использованием научных знаний об окружающем мире, применению арифметики, геометрии, астрономии, медицины.
Научные сведения тщательно хранились жрецами  в большой тайне и передавались из поколения в поколение небольшой группе людей, предназначенных к будущей жреческой деятельности.  Среди жрецов знания передавались от родителей детям. Однако существовали и жреческие школы при храмах в больших городах. Учителями были, таким образом, жрецы, составлявшие привилегированную касту. Первое упоминание о школе встречается в египетских источниках примерно за 2500 лет до нашей эры.
Там описывается дворцовая школа для детей сановников. Позже в Египте возникло учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы, но и воины, архитекторы, врачи. 
Если рассматривать города Междуречья, то в каждом из них находилась школа (дом табличек), готовившая писцов. Вот как вспоминает годы обучения один из учеников: «Наступила тишина, нарушаемая лишь монотонным голосом школьного отца.
- Сегодня мы будем учиться грамоте, ибо грамота – мать мудрости, она – отец учителей. Тот, кто умеет писать, не думает о хлебе для своего пропитания, в доме невежды - всегда голод». Система воспитания включала телесные наказания,  из рассказа Закон «Школьный отец поманил меня пальцем и только тут я заметил, что у него в руке гибкий хлыст. Не успел я опомниться, как хлыст обрушился на мою спину».
В Древней Индии, когда  коренным населением были  дравидские племена, воспитание и обучение носили семейно-сословный характер.
После того как  территория Индии была освоена арийскими племенами, возникло  кастовое общество. Население было поделено на четыре основные касты: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры (наемные работники, слуги, рабы). Идеи обучения и воспитания основывались на том, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. Таким образом, самое фундаментальное образование получали брахманы (жрецы).
Ученик в доме учителя  считался членом семьи и  приобретал не только знания, но и осваивал правила человеческого общежития. Платой  за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству.  Если  юноша хотел получить лучшее образование, он  посещал известного своими познаниями учителя – гуру.
В Древней Индии. Существенное изменение во взглядах на воспитание и обучение происходит после зарождения буддизма - отвергнут принцип неравенства каст, начальное обучение можно было получит в двух типах школ: религиозных «школах вед» или в светских учебных заведениях. Эти школы существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. В «школах вед»  обучение имело религиозную направленность, в светских школах - практический характер, при этом учеников в них набирали вне зависимости от кастовой принадлежности.
После возрождения  индуизма, в Индии меняются взгляды на образование и воспитание; главные задачи заключаются в достижении человеком душевной гармонии и покоя. Необходимо отметить, что в учебных заведениях полного образования (аграхарах), ученики и наставники объединялись в сообщества, которые работали в  большем объеме над науками: география, математика, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи. Следует отметить, что учителя получали денежное вознаграждение.

4. Педагогическая мысль в Древнем Китае

Первые школы  Древнего Китая  возникли на месте прибежищ для престарелых. Пожилые люди обучали и наставляли молодёжь, возможно, поэтому в основе воспитания лежало уважение к старшим. Учитель почитался как отец. Деятельность наставника пользовалась большим авторитетом. Приобретение образования было делом крайне важным и престижным.
Но главной цели обучения - освоение иероглифического письма добивались немногие, потому что пишущие жрецы передавали свои знания по наследству. Кроме того первые иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных -  зачастую дорогостоящее и достаточно трудоёмкое занятие. С изобретением бумаги и туши обучение иероглифическому письму стало более простым и доступным. Наставник в Древнем Китае предоставлял своему подопечному возможность самостоятельно ставить и решать различные вопросы, во взаимоотношениях учеников и учителей царило полное согласие.

В Древней Греции учителем чаще всего был свободный неравноправный член общества, в его школу знатные родители отдавали своих детей. Отрывок из рассказа «Римская школа»: «В то раннее утро по одной из кривых улочек шёл мальчик лет двенадцати. Это был сын знатных родителей Тиберий Гракх. Его педагог Спендий нёс впереди фонарь и освещал дорогу…
Приподняв занавес, Тиберий вступил внутрь. Спендий остался снаружи, присоединившись к кучке других педагогов, приведших в школу своих питомцев…
Тиберий раскрыл навощенные таблички и вынул из деревянной коробки стиль.
Вошёл учитель – чернобородый грек из Тарента. Он основал свою школу лет десять назад, когда выкупился из рабства. К нему в школу отдавала детей вся римская знать.
Учитель сел на высокий стул с круглой спинкой и положил на колени длинную узкую линейку. В римской школе была суровая дисциплина.  Малейшее неповиновение или оплошность - и в ход пускались линейка или розги.
Сегодня суровое лицо учителя выглядело необычайно приветливым. Его длинные волосы, всегда лохматые, были причёсаны. Ведь завтра каникулы и он, наконец, отдохнёт от своих учеников».


Великие учителя Древнего Мира:
Пифагор.
Пифагор был выдающейся личностью, являлся философом, математиком, политиком. Существует легенда, что рождение Пифагора было предсказано оракулом, который отметил, что ребёнок в дальнейшем станет человеком, отличающимся большой мудростью.
Свою юность будущий  философ посвятил изучению  музыки, основам живописи, чтению, риторике, грамматике. Решив продолжить образование, в 18 лет отправился в Египет, по пути вынужден был некоторое время прожить на острове Лесбос, где обучался медицине, физике, теогонии, астрологии, диалектике. Затем в Милете стал учеником знаменитого Фалеса - основателя первой философской школы в Греции.
 После завершения образования Пифагор попадает в Египет, где знакомится со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца.
Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к полученным знаниям собственный народ. В его школе люди обучались разным наукам: математике, медицине, музыке, политической деятельности. Ученики Пифагора впоследствии становились известными историками, математиками, астрономами, исследователями.
 Пифагор  создал тайное общество, проповедовал акусматические положения. Его ученики не ели пищу животного происхождения, Пифагором осуждалось употребление спиртного, сквернословие и прочее невежественное поведение.
Конфуций
Одним из великих учителей в Древнем Китае считается философ и мыслитель  Конфуций. Сын военного начальника из знатного обедневшего рода, вынужден был с раннего возраста заниматься самообразованием. Затем, после смерти матери устроился на работу учётчиком зерна, позже была успешная карьера на государственной службе. Конфуций впервые начал широкую педагогическую деятельность, обучая не только благородных и богатых, но и бедных и простых, главное было — стремление к знаниям. Именно он дал толчок к проникновению образования и в низшие слои китайского общества, за это благодарные китайцы и поныне называют его «первым учителем Китая». В дальнейшем мыслитель почитался как  покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Он обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области. Правильное воспитание – это стабильность общества и путь к формированию идеальной личности, при этом Конфуций  отдавал должное наследственности, которая  влияла на конечном результате воспитания.

Вывод:
Люди получали различные умения во все времена, но первые учителя и возникновение учительства как профессии относится к эпохе Древнего Мира. А корни лучшей профессии на земле кроются в сердце учителя, поэтому кто-то становится великим математиком, философом, учёным, и лишь избранные «первым учителем» всего народа страны.
Информационные источники:
1. Книга для чтения по истории Древнего Мира: Пособие для учащихся/ Под ред. А.И. Немировского. – Москва: Просвещение, 1981. – 304 с.
Ресурсы интернет:
4.   https://yandex.ru/images/ Все изображения 

Комментариев нет:

Отправить комментарий