Из глубины веков (История профессии педагога) - ссылка на работу.
В начале пути мы разгадывали интересный филворд, приготовленный организаторами квеста,
затем, как нам показалось, достаточно серьёзная и сложная исследовательская работа, а сервис Storyjumper прост для пользования, но многофункционален - редкое сочетание.
Ни для кого не секрет, что школа - начало пути к любой профессии и учительской в том числе. Если человек хочет стать педагогом, то он –
решительный, ответственный, любит детей и, конечно же, готов постоянно учиться.
А задумывался кто-то из нас над тем,
какими были самые первые учителя, кто их учил, существовали школы и когда они
появились впервые? Попытаемся ответить на все вопросы, заглянув в прошлое.
Цель работы: выяснить,
когда появилась профессия учителя.
Задачи:
1.
Изучить
научную литературу;
2.
Определить
начало появления первых школ;
3.
Рассмотреть
особенности становления учительской профессии;
4.
Проанализировать
и обобщить данные по теме.
Гипотеза:
Учились во все века, были ученики, были учителя.
Объект
исследования: Образование в древнем мире.
Предмет
исследования: возникновение и становление профессии учителя.
Историю
изучать необходимо в частности историю развития образовательного процесса,
связано это с тем, что зачастую мы
сталкиваемся с задачами и вопросами в жизни, ответы на которые хранятся
в манускриптах, пылящихся на полках
библиотек. И десятилетиями на эти фолианты не обращают внимание. Один из таких
вопросов, например, почему в развитых государствах падает престиж учительской
профессии?
Основными понятиями нашего исследования являются профессия и учитель. В интернете мы нашли несколько определений этих понятий и позволили себе немного поэкспериментировать. Согласно толковому словарю Ожегова значение слова учитель – лицо, который обучает чему-нибудь, а профессия – род трудовой деятельности, являющийся для человека источником существования, значит, учитель – человек, обучающий за деньги?
Основными понятиями нашего исследования являются профессия и учитель. В интернете мы нашли несколько определений этих понятий и позволили себе немного поэкспериментировать. Согласно толковому словарю Ожегова значение слова учитель – лицо, который обучает чему-нибудь, а профессия – род трудовой деятельности, являющийся для человека источником существования, значит, учитель – человек, обучающий за деньги?
Оторвёмся
от реалий нашего времени, заглянем в прошлое. Первобытный строй. Люди в эту эпоху начали вести различные виды групповой хозяйственной
деятельности, появились первые постоянные стойбища, и дети перенимали поведение
взрослых, участвуя в совместном труде. Появляется наскальная живопись, люди
пытаются передать информацию, или это школа искусств того времени? О том, что
школа существовала в этот период, нет ни одного подтверждения.
В Египте, где жители занимались по преимуществу земледелием,
которое требовало в условиях жаркого климата искусственного орошения, было необходимостью вести наблюдение за
периодическими разливами Нила, строить города и плотины на реке. Таким образом,
накапливался опыт трудовой деятельности,
связанный с использованием научных знаний об окружающем мире, применению арифметики,
геометрии, астрономии, медицины.
Научные сведения тщательно хранились жрецами в большой тайне и передавались из поколения в
поколение небольшой группе людей, предназначенных к будущей жреческой
деятельности. Среди жрецов знания
передавались от родителей детям. Однако существовали и жреческие школы при
храмах в больших городах. Учителями были, таким образом, жрецы, составлявшие
привилегированную касту. Первое упоминание о школе встречается в египетских
источниках примерно за 2500 лет до нашей эры.
Там
описывается дворцовая школа для детей сановников. Позже в Египте возникло
учебно-научное учреждение «Рамессеум», где получали подготовку не только жрецы,
но и воины, архитекторы, врачи.
Если
рассматривать города Междуречья, то в каждом из них находилась школа (дом
табличек), готовившая писцов. Вот как вспоминает годы обучения один из
учеников: «Наступила тишина, нарушаемая лишь монотонным голосом школьного отца.
-
Сегодня мы будем учиться грамоте, ибо грамота – мать мудрости, она – отец
учителей. Тот, кто умеет писать, не думает о хлебе для своего пропитания, в
доме невежды - всегда голод». Система воспитания включала телесные наказания, из рассказа Закон «Школьный отец поманил меня
пальцем и только тут я заметил, что у него в руке гибкий хлыст. Не успел я
опомниться, как хлыст обрушился на мою спину».
В Древней Индии, когда коренным
населением были дравидские племена, воспитание
и обучение носили семейно-сословный характер.
После
того как территория Индии была освоена
арийскими племенами, возникло кастовое
общество. Население было поделено на четыре основные касты: брахманы, кшатрии,
вайшьи и шудры (наемные работники, слуги, рабы). Идеи обучения и воспитания
основывались на том, что каждый должен развивать свои нравственные, умственные
и физические качества так, чтобы сделаться органичным членом своей касты. Таким
образом, самое фундаментальное образование получали брахманы (жрецы).
Ученик
в доме учителя считался членом семьи
и приобретал не только знания, но и
осваивал правила человеческого общежития. Платой за обучение была помощь учеников семье учителя
по хозяйству. Если юноша хотел получить лучшее образование,
он посещал известного своими познаниями
учителя – гуру.
В Древней Индии. Существенное изменение во взглядах на воспитание и
обучение происходит после зарождения буддизма - отвергнут принцип неравенства
каст, начальное обучение можно было получит в двух типах школ: религиозных
«школах вед» или в светских учебных заведениях. Эти школы существовали
автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. В «школах вед» обучение имело религиозную направленность, в
светских школах - практический характер, при этом учеников в них набирали вне
зависимости от кастовой принадлежности.
После возрождения индуизма, в Индии меняются взгляды на
образование и воспитание; главные задачи заключаются в достижении человеком душевной гармонии и покоя.
Необходимо отметить, что в учебных заведениях полного образования (аграхарах),
ученики и наставники объединялись в сообщества, которые работали в большем объеме над науками: география,
математика, вводилось обучение врачеванию, ваянию, живописи. Следует отметить,
что учителя получали денежное вознаграждение.
4.
Педагогическая мысль в Древнем Китае
Первые
школы Древнего Китая возникли на месте прибежищ для престарелых. Пожилые
люди обучали и наставляли молодёжь, возможно, поэтому в основе воспитания лежало
уважение к старшим. Учитель почитался как отец. Деятельность наставника
пользовалась большим авторитетом. Приобретение образования было делом крайне
важным и престижным.
Но
главной цели обучения - освоение иероглифического письма добивались немногие,
потому что пишущие жрецы передавали свои знания по наследству. Кроме того первые
иероглифы были высечены на черепашьих панцирях и костях различных животных
- зачастую дорогостоящее и достаточно
трудоёмкое занятие. С изобретением бумаги и туши обучение иероглифическому
письму стало более простым и доступным. Наставник в Древнем Китае предоставлял
своему подопечному возможность самостоятельно ставить и решать различные
вопросы, во взаимоотношениях учеников и учителей царило полное согласие.
В
Древней Греции учителем чаще всего
был свободный неравноправный член общества, в его школу знатные родители
отдавали своих детей. Отрывок из рассказа «Римская школа»: «В то раннее утро по
одной из кривых улочек шёл мальчик лет двенадцати. Это был сын знатных
родителей Тиберий Гракх. Его педагог Спендий нёс впереди фонарь и освещал
дорогу…
Приподняв
занавес, Тиберий вступил внутрь. Спендий остался снаружи, присоединившись к
кучке других педагогов, приведших в школу своих питомцев…
Тиберий
раскрыл навощенные таблички и вынул из деревянной коробки стиль.
Вошёл учитель – чернобородый грек из Тарента. Он основал свою школу лет
десять назад, когда выкупился из рабства. К нему в школу отдавала детей вся
римская знать.
Учитель
сел на высокий стул с круглой спинкой и положил на колени длинную узкую
линейку. В римской школе была суровая дисциплина. Малейшее неповиновение или оплошность - и в
ход пускались линейка или розги.
Сегодня
суровое лицо учителя выглядело необычайно приветливым. Его длинные волосы,
всегда лохматые, были причёсаны. Ведь завтра каникулы и он, наконец, отдохнёт
от своих учеников».
Великие учителя
Древнего Мира:
Пифагор.
Пифагор был выдающейся личностью, являлся философом,
математиком, политиком. Существует легенда, что рождение Пифагора было
предсказано оракулом, который отметил, что ребёнок в дальнейшем станет
человеком, отличающимся большой мудростью.
Свою
юность будущий философ посвятил
изучению музыки, основам живописи,
чтению, риторике, грамматике. Решив продолжить образование, в 18 лет отправился
в Египет, по пути вынужден был некоторое время прожить на острове Лесбос, где
обучался медицине, физике, теогонии, астрологии, диалектике. Затем в Милете
стал учеником знаменитого Фалеса - основателя первой философской школы в
Греции.
После завершения образования Пифагор попадает
в Египет, где знакомится
со жрецами, посещает египетские храмы, закрытые для чужеземцев, приобщается к
их тайнам и традициям, а вскоре и сам получает сан жреца.
Пифагор возвращается на Родину, где начинает приобщать к
полученным знаниям собственный народ. В его школе люди обучались разным наукам:
математике, медицине, музыке, политической деятельности. Ученики Пифагора впоследствии
становились известными историками, математиками, астрономами, исследователями.
Пифагор создал тайное общество, проповедовал
акусматические положения. Его ученики не ели пищу животного происхождения, Пифагором
осуждалось употребление спиртного, сквернословие и прочее невежественное
поведение.
Конфуций
Одним из великих учителей в Древнем Китае считается философ и мыслитель
Конфуций. Сын военного начальника из
знатного обедневшего рода, вынужден был с раннего возраста заниматься
самообразованием. Затем, после смерти матери устроился на работу учётчиком
зерна, позже была успешная карьера на государственной службе. Конфуций впервые
начал широкую педагогическую деятельность, обучая не только благородных и
богатых, но и бедных и простых, главное было — стремление к знаниям. Именно он
дал толчок к проникновению образования и в низшие слои китайского общества, за
это благодарные китайцы и поныне называют его «первым учителем Китая». В
дальнейшем мыслитель почитался как покровитель науки и образования. Методика
преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками,
классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам. Он обобщил
опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные
оригинальные идеи в этой области. Правильное воспитание – это стабильность
общества и путь к формированию идеальной личности, при этом Конфуций отдавал должное наследственности,
которая влияла на конечном результате
воспитания.
Вывод:
Люди получали различные умения во все
времена, но первые учителя и возникновение учительства как профессии относится
к эпохе Древнего Мира. А корни лучшей профессии на земле кроются в сердце
учителя, поэтому кто-то становится великим математиком, философом, учёным, и
лишь избранные «первым учителем» всего народа страны.
Информационные источники:
1.
Книга для чтения по истории Древнего Мира: Пособие для учащихся/ Под ред. А.И.
Немировского. – Москва: Просвещение, 1981. – 304 с.
Ресурсы интернет:
4. https://yandex.ru/images/
Все изображения
Комментариев нет:
Отправить комментарий